Archive | 21.03.2018

Читать с умом и для души

Наш постоянный автор – историк и публицист, кандидат филологических наук Александр Иванович Гончаров посвятил серию статей в «Православном Осколье» теме нравственности в русской словесности. В его работах полно и ярко очерчены основные мотивы творчества наших классиков, отмечается, что во многом их сюжеты глубоко религиозны. Педагоги старооскольской Православной гимназии прониклись идеей очерков и пригласили их автора выступить с тематической лекцией в учебном заведении.
16 марта Александр Иванович Гончаров встретился с гимназистами – учениками 9-11 классов. Его урок-лекторий с символическим названием «Серебряный век русской литературы» был посвящен не только отдельным авторам и произведениям, но и позволил школьникам ощутить настоящий литературный процесс как единое целое.
Ребята внимательно слушали корреспондента «Православного Осколья» и спешили удивляться: многие имена писателей и поэтов оказались подросткам мало знакомы. Как отметил Александр Иванович, творчество многих христианских литераторов сегодня незаслуженно забыто или отодвинуто в учебном плане на второй план:
– Список литературы, который рекомендуется сегодня для школ, с одной стороны, перенасыщен, а с другой стороны – недоукомплектован. Например, в списке нет произведений поэта Языкова, о котором я сегодня говорил. А ведь он действительно представляет традиционную русскую словесность с ее православными истоками.
Лекция плавно перешла в беседу. Ребята буквально засыпали выступающего вопросами. Спрашивали не только о любимых книгах и том, что можно почитать на досуге. Несколько вопросов было посвящено разбору некоторых произведений из школьного курса – гимназистов интересовало, насколько «вредной» может оказаться околохристианская литература.
– Дети были действительно заинтересованы беседой, – отметила Наталья Аркадьевна Володина, учитель русского языка и литературы. – Александр Иванович обобщил те знания, которые они получали на уроке, и акцентировал внимание на очень важных моментах. Важно анализировать каждое художественное произведение с духовно-нравственных позиций. Говорить не только о построении сюжета, характере героев с учениками. Нужно понимать, что художественная литература действительно может формировать у молодежи нравственную основу. Честно говоря, многие произведения, такие, как «Мастер и Маргарита», я бы не стала брать для изучения в школе. Они действительно могут быть опасны из-за неверного истолкования. Зато включила бы в программу другие, не менее великие и даже более глубокие по своему содержанию сочинения иных авторов. Но мы вынуждены придерживаться федеральных стандартов. И здесь приходится трудиться, все тщательно разъяснять и самим быть внимательней. Continue reading