Пасха и пост в Антиохии

В преддверии Праздника Праздников хотелось бы поделиться впечатлениями провождения Великого поста и празднования Пасхи в Великой Антиохии, Церкви-Мученице.
Телевидение вещает об немыслимом истреблении христиан и превалировании мусульман на Ближнем Востоке, но мало кто говорит о стойкости первых в попытках сохранения веры и двухтысячелетней церковной традиции, поражающей своей глубиной.
В Ливане, части Антиохийского Патриархата, Господь сподобил меня увидеть и пережить духовную весну и испытать непрестанное присутствие Божие, ощущение которого никогда меня не покидало.
Свой рассказ я начну с внешней составляющей поста – поста телесного, то есть воздержания в пище. По моим ощущениям, поститься здесь было легче, поскольку солнечный Ливан богат на разные фрукты, овощи и бобовые, доступные круглый год. По уставу здесь запрещается полное вкушение пищи до полудня каждый день. Хочу заметить, что многие Церкви, в том числе и Антиохийская, служат вечером только вечерню, а утром – утреню, часы и Литургию. В первую неделю поста до первой Литургии Преждеосвященных Даров, которая служится в среду, запрещается полное вкушение пищи в течении двух дней. Той же самой традиции придерживаются и в конце Страстной седмицы, переставая есть в Великий Четверг и вкушая пищу только в день Святой Пасхи, сострадая Распятому Христу. В Антиохийской Церкви придерживаются традиции причащаться как можно чаще. Практически на каждой Литургии целый храм причастников.
Немаловажной частью Великого поста является посещение служб. Что очень меня удивило, это ежедневно заполненный храм. В связи с отсутствием системы общественного транспорта в Ливане многие люди, в том числе и пожилые, приходили пешком из соседней деревни в наш Баламандский Успенский монастырь к обычной будничной вечерней службе. Как же просто, зачем ожидать какого-то повода или праздника, чтобы прийти в храм и наполнить каждый наш день присутствием Божьим? Вечером во все дни, кроме пятницы, субботы и воскресенья, служится Великое Повечерие. За этой службой поются невероятно красивые песнопения с изложением нашей молитвенной просьбы ко Господу Сил о помиловании и Его помощи в скорбях – «Господи Сил с нами буди» и «С нами Бог». Каждую пятницу по частям служится Акафист Божией Матери, где все люди наизусть поют «Взбранной Воеводе», исполняемый у нас полностью в пятницу вечера 5-й седмицы Великого поста. Сам Акафист неописуемо красивого византийского распева, исполняемый священниками-монахами тонкими чистыми голосами, от звуков которых невольно катятся слезы из глаз. Ведь ты стоишь, «нечистый» от своих прегрешений, перед Чистейшею Владычицей.
В воскресение первой седмицы, в день Торжества Православия есть традиция приносить с собой в храм иконы для совершения  Крестного хода в память о победе над иконоборчеством.
Вход Господень в Иерусалим – в Ливане семейный праздник. Людей приходит больше, чем на Пасху, обязательно в самых лучших нарядах, с детьми, держащими букеты из пальмовых веточек и свечей. А после службы делают фото со священником и всем клиром.
Совершенно особым временем является Страстная седмица, по-арабски называемая Великою, за их нежеланием фокусироваться именно на телесных страданиях Спасителя, но указывая на их значимость. Службы Великого Четверга, Пятницы и Субботы подарили мне ощущение Пасхи еще во время воспоминания Крестных мучений Христа. Мне хотелось плакать, но не от скорби, а от счастья, от ощущения победы Господней над смертью и дарования миру Воскресения. Это очень сильно бросилось в глаза, когда во время службы Погребения в Великую Пятницу священник, под исполнение хором песнопения, в котором вспоминается, как жены-мироносицы помазали Тело Спасителя, проходит и окропляет всех  присутствующих ароматами, смешанными со святой водой, словно помазав Тело Христово, то есть нас, Его Церковь, благоуханиями во время Погребения. Я не скажу, что я не испытывала скорби в эти Страстные и Великие дни, но она была совсем другая, граничащая с радостью и веселием о Воскресшем Спасителе. Ведь уже в Великую Субботу мы встречаем Спасителя как Царя-Победителя. Под песнопение «Искупил ны еси» священник обходит весь народ, разбрасывая лавровые листья, символизируя встречу императора венком из лавра. Смерти нет и нет страданий, есть вечная Любовь Божья к Его чадам, Его милосердие и Всепрощение.
В день Святой Пасхи служба начинается со встречи Благодатного огня, после чего священники выходят во двор храма, совершая Крестный ход. В храме закрываются двери и выключается свет, священник стучится в дверь, читая 23 псалом в виде диалога с дьяконом, который находится внутри храма. После чего открываются двери, поется канон Пасхи, а в храме раскачиваются люстры в память о землетрясении, охватившем весь Иерусалим во время Распятия Христа.
Во время Великого поста облачения священнослужителей фиолетового и синего цвета, а на Страстной седмице – красного, символизирующего Крестные страдания. Цветом радости и Пасхи в Антиохийской Церкви считается белый.
В эти святые и благословенные дни мы должны помнить, что за поруганиями и Распятием всегда следует Воскресение. Очень часто в конце поста мы ощущаем себя изможденными телесно и морально, долгие службы под давяще-грустные песнопения забирают последние силы, но уже в Великую Субботу все умолкнет и наполнится великой радостью Воскресения.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе! Аль Масих Кам! Хаккан Кам!

Юлия Цыганок,
выпускница старооскольской Православной гимназии 2012 года,
студентка Богословского института св. Иоанна Дамаскина Антиохийской
Православной Церкви (Ливан)