Творческая линия: воспитание и духовное краеведение

Великий русский педагог К. Д. Ушинский некогда писал: «Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».
По сути, эти слова могли бы послужить девизом для данной сессии.
Все началось с мастер-класса, подготовленного педагогами православной гимназии. Тематическое занятие «Путешествие в историческое прошлое православной старооскольской семьи» вместе с учениками представила тьютор С. В. Урсаки. Участники семинара и гости с удовольствием ознакомились с традициями и историей народного костюма. Их постарались показать с огоньком и задором увлеченные школьники.
Ученики под руководством педагога С.А. Епифановой показали игру-путешествие «Новомученики и исповедники Белгородские». Сочетание познавательности, уважения к духовности родной земли достаточно неплохо согласовались с игровым элементом (что само по себе уже достойно уважения).
Интерес у собравшихся вызвала презентация проекта по английскому языку «The example of spiritual beauty» («Образец духовной красоты»), подготовленного учителем Н. П. Торопцовой. Оказывается, межпредметная связь между английским языком и историей вполне возможна на материалах духовного краеведения. Биография священномученика Онуфрия (Гагалюка), первого епископа Старооскольского и архиепископа Курского, наложенная на исторический контекст, была раскрыта гимназистами просто великолепно. Причем одновременно решались по крайней мере две задачи: совершенствование знаний в сфере иностранного языка и усвоение фактов из духовного краеведения.
С особенностями организации работы с одаренными детьми в рамках духовно-нравственного просвещения участников сессии ознакомила учитель православной культуры Ю. В. Плетнева.
В рамках православной гимназии функционирует и научное общество «Ковчег», где школьники могут реализовать свой исследовательский потенциал.
Участники семинара ознакомились с выставкой методических материалов и посетили музей, посвященный священномученику Онуфрию (Гагалюку).
Перед началом пленарного заседания начальник отдела СОИРО Николай Владимирович Рыбальченко вручил благодарственные письма Свято-Тихоновского православного университета за личное участие в организации муниципального этапа олимпиады по основам православной культуры иерею Иоанну Дворядкину, клирику храма преподобного Сергия Радонежского, клирикам храма Рождества Христова протоиерею Вадиму Смирных и иерею Виктору Степанову, а также иерею Виктору Тишину, настоятелю храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная радость».
С первым докладом на семинаре выступила Е. Н. Кривошеева, руководитель центра духовно-нравственного просвещения СОИРО. Он был посвящен теме «Целостный подход к организации духовно-нравственного воспитания в работе образовательных учреждений Старооскольского городского округа». Елена Николаевна подчеркнула важность взаимодействия и креативного подхода к воспитанию детей и юношества со стороны школы и Церкви.
Далее слово было предоставлено С. О. Воронцовой, директору ИМЦ «Православное Осколье». В своем выступлении она рассказала о деятельности митрополичьего центра и молодежной программе «Духовные ключи Старого Оскола», созданной на тематическом пересечении истории родного края и истории Русской Православной Церкви. С. О. Воронцова отметила, что «выпуски передачи динамичны и кратки, их могут использовать учителя православной культуры на уроках». Тепло аудитория встретила пятый выпуск «Духовных ключей», повествующий о непростой жизни Вознесенского храма в Казацкой слободе.
Доклад иерея Виктора Тишина послужил продолжением данной тематики. Отец Виктор поведал собравшимся об истории Свято-Никольского храма села Незнамово, о судьбах его настоятелей, о борьбе прихожан за сохранение церкви в годы, когда Православие подверглось гонениям со стороны советской власти. Рассказ явно увлек присутствующих. Образы людей, некогда живших на нашей земле, ярко и четко возникали перед глазами. А за всеми ними тихо всплывали силуэты куполов храма, который не смогли уничтожить ни обстрелы в период Великой Отечественной войны, ни руки безбожников.
Своим опытом в области духовно-нравственного воспитания детей поделилась Я. М. Барабанова, учитель-логопед детского сада N 19 «Родничок». В своем докладе «Использование игровых технологий при изучении духовного наследия Старооскольского края» она раскрыла новые подходы к ведению воспитательной работы.
Обучать и воспитывать через игру, через ненавязчивое предложение традиционных ценностей – это стоит многого. Ведь игра для детей является делом важным. Играя, ребятишки незаметно готовятся к вступлению во взрослую жизнь. От того, в какие игры играли дети и какие книги они читали, часто зависят и их мировоззренческие позиции уже во время самостоятельной жизни. Выступление Я. М. Барабановой было оценено дружными аплодисментами.
Доклад Н. А. Володиной, учителя русского языка и литературы православной гимназии «Педагогическая мастерская построения отношений и ценностных ориентаций по теме «Соблюдение православных традиций в браке – основа крепкой семьи» вызвал немалую заинтересованность. Наш век – эпоха распадающихся семей, и только через православные ценности можно сохранить и укрепить русскую семью.
Цикл докладов на сессии завершился совместным выступлением на тему «Экскурсионно-образовательная программа «Светоч земли Оскольской»: итоги и перспективы», подготовленным директором православной гимназии N 38 Е. И. Гриневой, зам. директора Н. А. Симоновой и учителем ИЗО и технологии Н. А. Неляпиной.
Православный Старый Оскол чтит священномученика Онуфрия (Гагалюка), и программа явилась посвящением его памяти. На житии священномученика подрастающие поколения учатся любви к Богу и Отечеству, к своей малой родине.
Свои отклики участники семинара записывали на бумажных шариках и охотно размещали на плакате с зеленой елочкой. И это было вполне символично в преддверии наступающего Нового года и приближающегося Рождества Христова.
Сессия успешно выполнила все свои методические и творческие задачи. Думается, что каждый ее участник почерпнул нечто новое для своей работы и достойно оценил труды коллектива православной гимназии в создании неповторимой благожелательной и доброй атмосферы, чему способствовало и выступление хора гимназистов, и показ небольших документально-презентационных фильмов, созданных учебным заведением.
Духовное краеведение – это весьма перспективный путь для всего российского образования. С его помощью расширяется не только кругозор, но и духовный мир подрастающего человека.

Александр Веневцев