Гиперактивные дети

Сейчас много говорят о том, что современные дети становятся всё более неуправляемыми, растёт число т.н. гиперактивных детей. Звучит название — дети с СДВГ. Что же это такое – синдром дефицита внимания с гиперактивностью? И почему дефицита внимания, часто задают вопрос родители таких детей, ведь уж чем, чем, а вниманием они у нас не обижены.

Для начала, нужно сказать, что СДВГ – это медицинский диагноз, который поставить может только врач – невролог или психиатр. Гиперактивность обычно имеет биологическую основу, органическое повреждение головного мозга, часто это родовые травмы. Речь не идет о неправильном воспитании. Дефицит, имеется ввиду,  не родительского внимания, а неспособность самого ребенка удерживать внимание.

Ребенок с СДВГ – это не ребенок, у которого много энергии, это ребенок со слабыми регуляторными процессами.

Поэтому очень важно отличить невоспитанного ребенка с большим запасом энергии, который не хочет слушать старших и не приучен соблюдать правила, от ребенка с СДВГ, у которого совсем не много энергии, а который в силу органических причин не может собой управлять, просто не способен себя контролировать.  С этим связана типичная ошибка. Часто родители и учителя считают, что такого ребенка нужно загрузить всевозможными занятиями на всю катушку, а это совсем не так и  приводит к еще большему переутомлению и неконтролируемому поведению. Ребенка с СДВГ нужно наоборот тормозить и уменьшать нагрузку.

Давайте разберемся, действительно ли стоит тревожиться, подозревать диагноз и идти ли к врачу или просто нужно заняться перевоспитанием ребенка.

Здоровый ребенок – это живой активный ребенок, которому свойственно прыгать, бегать, кричать и играть в активные игры. Но, он удерживает инструкцию, не бегает когда не нужно, при необходимости способен дождаться своей очереди. В этом случае беспокоиться не стоит. Если ребенок беспокоен и несобран на фоне какого-то сильного переживания, суетится и не может сосредоточиться — это признаки невроза. В этом случае ему нужно помочь прожить травмирующее событие, выслушать, поговорить, поддержать.

Ребенок с СДВГ не может  контролировать себя всегда и везде — дома, в школе, в гостях, он  ведет себя одинаково беспокойно. С ним невозможно договориться. Он может слушать ваши призывы и обещать вести себя хорошо, но не способен выполнить своих обещаний  и не может вести себя по-другому. В его поведении можно увидеть три симптома – невнимательность, расторможенность (гиперактивность) и импульсивность (несдержанность). Симптомы могут проявляться по одному, а могут  присутствовать все сразу.

По DSM IV выделяют три типа СДВГ:

  • Смешанный тип: гиперактивность в сочетании с нарушениями внимания. Это самая распространённая форма СДВГ.
  • Невнимательный тип: преобладают нарушения внимания.
  • Гиперактивный тип: преобладает гиперактивность.

НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ  — как дефицит активного внимания. Признаки:

  • часто проявляющаяся неспособность внимательно следить за деталями или совершение беспечных ошибок в школьной программе, работе или другой деятельности;
  • часто не удается поддерживать внимание на заданиях или игровой деятельности;
  • часто заметно, что ребенок не слушает того, что ему говорится;
  • ребенок часто не способен следовать инструкциям или завершать школьную работу, повседневные дела и обязанности на рабочем месте (не из-за оппозиционного поведения или неспособности понять инструкции);
  • часто нарушена организация заданий и деятельности
  • часто избегает или очень не любит заданий, таких как домашняя работа, требующая постоянных умственных усилий;
  • часто теряет вещи, необходимые для выполнения определенных заданий или деятельности, такие как школьные вещи, карандаши, книги, игрушки или инструменты;
  • часто легко отвлекается на внешние стимулы;
  • часто забывчив в ходе повседневной деятельности.

Чтобы подозревать нарушение должно быть не менее шести указанных признаков.

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ двигательная расторможенность

  • часто беспокойно двигает руками или ногами или ерзает на месте;
  • покидает свое место в классной комнате или в другой ситуации, когда требуется оставаться сидеть;
  • часто начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это является неуместным (в подростковом или зрелом возрасте может присутствовать лишь чувство беспокойства);
  • часто неадекватно шумен в играх или испытывает затруднения при тихом проведении досуга;
  • обнаруживается стойкий характер чрезмерной моторной активности, на которую существенно не влияют социальные ситуация и требования.

Не менее трех признаков

 ИМПУЛЬСИВНОСТЬ- несдержанность

  • часто выпаливает ответы до того, как завершены вопросы;
  • часто не способен ждать в очередях, дожидаться своей очереди в играх или групповых ситуациях;
  • часто прерывает других или вмешивается (например, в разговоры или игры других людей);
  • часто слишком много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения.

Не менее одного признака

Если Вы подозреваете у ребенка СДВГ, лучше обратиться к врачу и получить индивидуальные рекомендации. Что касается общих рекомендаций, как уже было сказано, такого ребенка ни в коем случае нельзя перегружать.

Уроками необходимо заниматься особым образом: должно быть несколько промежутков занятий каждый раз с перерывом равным самому занятию. Время занятия для такого ребенка должно быть сначала коротким – от 10-15 минут. Впоследствии это время постепенно увеличивают, основываясь на достигнутых результатах. Рекомендуемый спорт – это  плавание, которое позволяет успокоить нервную систему и нормализовать функции регуляции и контроля. Игры рекомендуются на сдерживание – «Найди и промолчи» и др. Ниже представлена подборка коррекционных игр и рекомендаций по занятиям с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Педагог-психолог ОАНО «Православная гимназия №38» Халенкова Н.Н.